Антикоррупционные практики Поморья представлены на всероссийском семинаре-совещании

Это уже четвертый семинар-совещание, который ежегодно проводится с 2016 года. Поручение о проведении семинара в этом году дано Президентом России 7 октября 2019 года.

Его организатором выступило Управление Президента России по вопросам противодействия коррупции. В мероприятии приняли участие представители Минтруда РФ, Генеральной прокуратуры и региональных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

От Архангельской области в семинаре-совещании приняли участие заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев и исполняющий обязанности начальника управления по вопросам противодействия коррупции администрации губернатора и правительства региона Николай Кукин. 

В течение двух дней были представлены антикоррупционные практики, наработанные в Архангельской области, по трем направлениям. 

Как минимизировать коррупционные риски 

В ходе первой пленарной сессии Игорь Андреечев представил опыт по минимизации коррупционных рисков. В качестве примера была выбрана конкретная сфера – предоставление субсидий (грантов) и приемка товаров, работ и услуг по итогам закупок. Целью презентации было представление на примере конкретной сферы механизма выработки и реализации мер по минимизации коррупционных рисков. Это организационные, экономические, правовые, информационные и кадровые меры. Система таких мер вырабатывалась по итогам рассмотрения указанных вопросов на областной комиссии по координации деятельности по противодействию коррупции под руководством губернатора области Игоря Орлова. 

Тема минимизации коррупционных рисков вызвала не только живой интерес участников семинара-совещания, но и положительную оценку администрации Президента России и Минтруда России. 

Такой интерес обусловлен тем, что применяемые для должностных лиц ограничения, запреты, обязанности (например, введение обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера) не всегда позволяют снизить риски, затруднить или сделать невозможным коррупционное поведение. 

Проблематика минимизации коррупционных рисков в отдельных сферах управления – одно из самых сложных направлений деятельности антикоррупционных органов. Одновременно это самое неразработанное в теории и науке направление. 

А ключевая задача государственной политики в сфере противодействия коррупции – это предупреждение или профилактика коррупции. Это можно сделать, используя разные механизмы. Их цели – лишение экономического смысла коррупционного поведения, многократное усиление рисков для нарушителя или введение психологически сдерживавших факторов. 

В Архангельской области многие из таких технологий внедрены в сфере предоставления субсидий (грантов) и приемки товаров, работ и услуг по итогам закупок. 

Тема субсидий выбрана не случайна. По итогам проверок 2012-2015 годов был выявлен ряд существенных нарушений. Среди выявленных нарушений – предоставление субсидий без оснований (представление поддельных документов или отсутствие необходимых документов); отсутствие объекта или итогов реализации проекта, на которые представлялись субсидии; невыполнение показателей (отсутствие созданных рабочих мест или необеспечение необходимого уровня оплаты труда); ненадлежащий финансовый контроль и нереализация мер ответственности. В отношении 18 юридических лиц и двух индивидуальных предпринимателей возбуждено 24 уголовных дела, по многим вынесены приговоры. 

С целью изменения ситуации в области был разработан и внедрен ряд механизмов, целью которых является исключение коррупционного сговора между недобросовестным заявителем (получателем субсидии) и должностным лицом. Такой сговор не позволяет достичь эффективности и результативности использования бюджетных средств, обеспечить их целевой характер, соблюдение порядка и условий предоставления субсидий. 

Сфера применения субсидий и грантов очень большая – это поддержка малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства, инвестиционной деятельности, деятельности некоммерческих организаций, организаций социальной сферы, молодежных организаций и проектов патриотического воспитания. 

В Архангельской области введен ряд мер. Это меры нормативного характера – скорректированы порядки предоставления субсидий (придание им четкости, техничности и детальности по описанию процедур, сроков и оснований принятия решений и действий) и введены типовые формы договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (грантов).

Использованы так называемые стоп-факторы, направленные на отсечение недобросовестных заявителей, целью которых является хищение бюджетных средств. Не применяется авансирование и введены минимальные сроки использования оборудования после предоставления средств субсидии. 

Расширены процедуры проверки документов, в том числе путем экспертизы или направления запросов. 

Переформатированы составы конкурсных комиссий. Применительно к их членам введено понятие личной заинтересованности и конфликта интересов. Откорректированы процедуры конкурентного (конкурсного) отбора, включая введение четких критериев отбора.

Расширены механизмы финансового и общественного контроля. Введено понятие «сомнительные сделки». 

Откорректированы процедуры финансового контроля. Определены сроки, периодичность и формы проверок использования субсидии. Предусмотрен приоритет выездных, а не документарных (камеральных) проверок. 

Установлены сроки подачи претензий и исковых заявлений в суд, установлены размеры штрафов за невозвращение субсидии при нарушении порядка и условий их использования или нецелевом использовании и за недостижение показателей эффективности субсидии. 

Выработанные технологии коснулись и муниципального управления, так как ряд мер поддержки в сельском хозяйстве, малом и среднем предпринимательстве, некоммерческом секторе реализуются на муниципальном уровне. 

Опыт обучения должностных лиц в сфере противодействия коррупции

Особое внимание этому направлению уделено в Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы, который содержит поручения Правительству России, федеральным органам и организациям, регионам и муниципалитетам организовать повышение квалификации должностных лиц, в чьи обязанности входит профилактика коррупционных правонарушений.

В Архангельской области во все курсы повышения квалификации включены темы по противодействию коррупции. Есть тематические курсы, предназначенные для сотрудников областных и муниципальных органов по противодействию коррупции. Также проводятся внутренние семинары и вводные инструктажи служащих, впервые поступивших на службу. 

Система обучения постоянно актуализируется и совершенствуется. 

В ходе презентации Игорь Андреечев представил опыт, как сделать обучение эффективным, практичным (прикладным). 

Главная задача обучения состоит не только в формировании знаний о законодательстве и практике его применения, а в приобретении навыков, качеств, ценностей и в формировании антикоррупционного поведения. Эту задачу можно решить только при условии внедрения интерактивного обучения. Такой учебный результат становится возможным за счет применения особых методов и создания особой атмосферы обучения. 

Игорь Андреечев продемонстрировал различие программ обучения для государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности – с одной стороны, и для работников областных и муниципальных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений – с другой стороны. Целями обучения последних являются освоение технологии антикоррупционной работы, технологий обучения должностных лиц и понимание логики развития законодательства и развития гибкости мышления (по принципам «делай как я», «обучай как я» и «думай как я»). 

Если это обычные специалисты, то цели обучения заключаются в систематизации знаний о законодательстве, в практике его применения, знаний об ограничениях, запретах, обязанностях и требованиях, установленных в целях противодействия коррупции, и мерах ответственности, в приобретении практических навыков и выработке стандартов поведения. 

Это предопределяет и различное содержание обучения. 

Интерактивное обучение отличают и особые методы – мозговой штурм, работа с кейсами, моделирование, работа в группах, работа с документами, дебаты и другие. Данные методы были продемонстрированы применительно к антикоррупционному обучению.

Единая система работы антикоррупционных органов

Также на семинаре-совещании был представлен опыт Архангельской области по развитию единой системы кадровых органов, осуществляющих профилактику коррупционных и иных правонарушений. Это специалисты исполнительных органов власти, специалисты в муниципальных образованиях. Также в эту систему входят кадровые органы Архангельского областного Собрания депутатов, Контрольно-счетной палаты области, избирательной комиссии региона и аппарата уполномоченного по правам человека в Архангельской области. Представленный опыт Поморья заинтересовал многие регионы России. 

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Поделиться новостью
Поделиться в vk
Поделиться в facebook